Российский политолог Алексей Рощин о насущной необходимости выработки государственной доктрины Армении

Армении необходима продуманная, долгосрочная государственная доктрина, которая в классическом понимании чётко формулирует сферу национальных интересов государства и представляет собой систему экономических, внешнеполитических и военных взглядов на цели, задачи и характер деятельности государства. К сожалению, нынешнее руководство республики, спустя пять лет нахождения у власти, до сих пор публично задается вопросом – что же такое государство, какими должны быть гимн и герб?

Подготовка государственной доктрины в современных условиях требует взвешенной оценки не виртуальных, а реальных угроз Армении. Требует вдумчивого и объективного подхода к перспективам развития страны и базису, на котором эти перспективы будут выстраиваться.

Военно-политическая обстановка на Южной Кавказе исторически складывалась на основе комплекса этнических и религиозных противоречий, которые разрешались вооруженным путём. Как правило, конфликты инициировали внешние силы. Постоянную активность проявляли и проявляют Британия, Турция и Иран, столетиями стремившиеся к региональному доминированию. В последние десятилетия заметно усилилось влияние США, заинтересованных в изменении границ Ближнего Востока, а также Евросоюза, остро нуждающегося в каспийских углеводородах. Относительное спокойствие наступало лишь в периоды устойчивого присутствия в регионе России. Квинтэссенцией является советский период, нивелировавший взаимные этно-религиозные претензии и практически исключивший междоусобные распри.

Причина сегодняшнего возвращения Азербайджана и Грузии к попыткам силовым путём реализовать претензии на оспариваемые территории во многом обусловлена снижением влияния Москвы на Южном Кавказе, а также протекцией со стороны Турции и НАТО, создающих иллюзию мощной поддержки и уверенности в безнаказанности. Аналогичные, инициированные США и их сателлитами, процессы сегодня отмечаем на Украине.

Схожую ситуацию мы наблюдали в Абхазии и Южной Осетии в 2008 году, когда недальновидное грузинское руководство с одобрения Вашингтона начало боевые действия. Последовавшее решение Москвы о принуждении Тбилиси к миру позволило остановить развитие конфликта. В итоге на протяжении уже 15 лет военное присутствие России на территориях новообразованных государств обеспечивает стабильность. Грузинское население, особенно приграничных районов, к такому положению относится позитивно. Однако, это нельзя в полной мере сказать о грузинских властях хотя и меняющих отношение к северному соседу, но по-прежнему находящихся под опекой Запада, крайне заинтересованного в сохранении очагов напряженности в чувствительных для Москвы регионах.

Сегодняшнее руководство Армении не имеет ясной, продуманной и долгосрочной государственной доктрины и допускает подобные грузинским ошибки. Желание власти усидеть одновременно на трёх стульях привело к метаниям из стороны в сторону и нескончаемым реформам, особенно в вооруженных силах.  Очевидным итогом дилетантизма в управлении страной стала потеря Арцаха. Но на этом процесс пересмотра границ на Кавказе не закончился. Азербайджан настойчиво стремится установить прямое экстерриториальное сообщение с Нахичеванью и Турцией, отрезать Армению от Ирана и дополнительно овладеть частью армянской территории.

Риторика Баку с каждым днём становится всё более жёсткой и бескомпромиссной. Продвигаемая им идея двустороннего переговорного формата с Арменией подразумевает азербайджанский диктат с позиции сильного. На такой стиль поведения азербайджанских политиков вдохновляет отсутствие вменяемой реакции официального Еревана и откровенно слабая дипломатия, соглашательство и декларация утопических прожектов. Один из них «перекресток мира» – популистский проект, заявленный, но до сих пор не имеющий экономического обоснования. Сравните его с аналогичным турецко-азербайджанским железнодорожным маршрутом – «Баку-Тбилиси-Карс», который стоил дорого, рекламировался громко, а по факту загружен менее чем на десять процентов проектной мощности.

Сегодня важно понимать, что СВО на Украине, палестино-израильский конфликт, американо-британские удары по Йемену, а также опасная активность США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе тесно взаимосвязаны. В центре внимания Запада остаются Иран и Россия. Вашингтон планомерно пытается спровоцировать Тегеран на действия, которые позволят нанести «ответный» удар, а поддерживаемый Анкарой Баку на силовой вариант создания трансармянского маршрута через Сюник.

США, разогревая антииранский вектор открыто поддерживают протестные выступления в иранских провинциях с курдским населением, а также поощряют усилия Анкары и Баку по взращиванию тюркского сепаратизма на севере Ирана. В этом контексте Вашингтон рассматривает Армению как детонатор предстоящего конфликта, следствием которого станет втягивание Москвы в войну на Южном Кавказе. Её геополитическими итогами, по замыслу американских стратегов, должны стать уход России из региона, создание Курдского Государства, которое ослабит и Иран, и Турцию, предоставление Европе контролируемого США доступа к энергоресурсам Каспия. В этой парадигме место Армении не просматривается.

Англосаксы используют старые, проверенные лекала. Обратитесь к истории Отечественной войны в России 1812 года и без особого труда найдёте много общего с современными событиями. Силовое вмешательство Москвы на стороне Армении объективно приведёт к росту напряженности в её отношениях с Азербайджаном и Турцией, отвлечёт силы с украинского направления, осложнит коммуникацию на иранском треке, поставит под угрозу реализацию ряда совместных проектов. Именно этого два века назад добивался Лондон, а сегодня – Вашингтон, преследуя цель рассредоточить и ослабить военный потенциал России.

Запад на словах осуждает агрессивные действия Баку в отношении армян, но де-факто не применяет к нему никаких санкционных и иных механизмов, так как они ограничат использование европейцами энергетического и антииранского потенциала Азербайджана. Регулирование степени интенсивности противостояния двух стран Вашингтон осуществляет через воздействие на принимаемые в Ереване политические решения и внедрение всевозможных программ контроля деятельности силовых структур Армении.

Перманентная напряженность на Южном Кавказе явно противоречит интересам армян. Сегодня Армении необходимо прекратить обвинять всех в собственных просчётах и сконцентрироваться, прежде всего, на национальных интересах. Исходя из названных угроз государственности и территориальной целостности, необходимо чётко и документально определить реальных, а не виртуальных союзников, а также устойчивый вектор экономического и военно-технического развития. Необходимо выстроить долгосрочный механизм нейтрализации гибридного воздействия Запада, де-факто проводящего курс на блокирование интеграционных процессов на Кавказе.

Нравится кому-то или нет, но тесный союз с Россией и ЕАЭС именно в интересах Армении, так как он обеспечит внешнюю безопасность и возможности для эффективного государственного строительства. Тегеран в существующих реалиях воспримет такой шаг позитивно, так как обретёт стабильность на северной границе и расценит это как предпосылку к более тесному сотрудничеству с Россией и Арменией, в том числе в области совместной обороны. Соответственно будет окончательно снят с повестки дня вопрос о любой форме экстерриториальности Зангезурского маршрута и возможности фактической утраты Сюникской области. Актуальным остается вопрос расширения и углубления спектра отношений с христианской Грузией.

Иначе говоря, руководство страны должно чётко понимать сценарий потенциальных угроз, иметь продуманный алгоритм действий на случай их актуализации и заблаговременно подготовить требуемую для успеха пропорциональную экономическую, военную и ресурсную базу. Не менее важно объективно оценивать возможности союзнических сил, их политический потенциал сдерживания, учитывать их интересы и степень вовлеченности в геополитическое процессы региона.

Сегодня принципиально важно исключить любое участие европейских структур в переговорах по Южному Кавказу и восстановить в Закавказье силовое равновесие. Проблему Нагорного Карабаха на данном этапе целесообразно вынести за рамки армяно-азербайджанского диалога, ограничившись официальным дезавуированием всех неконституционных решений и заявлений нынешнего кабинета правительства Армении, касающихся этой территории. Непреклонным требованием должно остаться право арцахцев на возвращение в свои родовые дома и отмена неконституционного решения администрации Арцаха о самороспуске.

Аршак Карапетян об Израиле и Иране

Нам не нужны подделанные ДНК, мы хотим наших детей

Если Арцах был Азербайджаном, кого защищали наши дети, куда вы их везли? мать пропавшего без вести